Потому что в эти выходные я пережил один из самых ярких моментов в жизни коллекционера графических романов. Ценой жертв, сомнений, ожидания и нервов я выиграл на аукционе лот, который хотел больше всего на свете. В самой престижной арене, в жесткой борьбе, под аплодисменты друзей, коллег и даже конкурентов.
Как всё начиналось?
12 лет назад, во время разговора с работодателем, я обмолвился, что, возможно, начну коллекционировать оригинальные страницы из комиксов. Первое имя, которое пришло в голову — АндреЖияр.
Тогда я даже не знал, что это возможно. Не знал, что галерист Даниэль Манген приезжает в Лион к своим клиентам и уже распространяет работы Жияра и Пеллерена.
А я тем временем украшал квартиру ксерокопиями страниц из «Голубой тетради», перерисовывал понравившиеся кадры из «Пера на ветру».
Первые шаги в коллекционировании
Через пять лет в Нормандии я попал на выставку оригинальных страниц Патриса Пеллерена по «Ястребу». Меня потрясли эти черно-белые работы. Вернувшись в Лион, я купил свой первый тираж.
700 франков за книгу. У меня дрожали руки у кассы. То же самое было с «Хронологией творчества Эрже». Я ещё не привык тратить 100 евро просто так… но какие же это были шедевры! Эта книга тоже подтолкнула меня к коллекционированию оригиналов.
Интернет открыл новый мир
Я узнал, что можно покупать оригинальные страницы в интернете. Робко заказал первую — работу Франца за 150 евро.
Потом посетил галерею Даниэля Мангена с выставкой Пеллерена/Жибра. И вдруг — передо мной одна из двух страниц, которая больше всего поразила меня в том самом тираже.
Покупка. 5000 франков.
Я ехал обратно в Лион с коллегой, держа в руках картонную папку с сокровищем. Показывал ему и не верил, что теперь это моё.
Охота за Андре Жияром
Прошли месяцы. Я собрал коллекцию тиражей Жияра, размышлял, какую страницу хочу. Искал в интернете, мониторил BD Paradisio и другие площадки — всё уже продано. Листал старые каталоги, сожалел об упущенном.
Потом вышел последний том «Пера на ветру», и у Мангена появилось много страниц. Возможно, это мой шанс.
Я переступил психологический барьер — 1000 евро. Для коллекционера это важный рубеж. Позже я преодолевал его снова и снова, открывая себе доступ к вещам, которые раньше казались слишком дорогими.
Страсть оправдывала странные решения. Иногда я тратил большую часть зарплаты на графические романы. Когда работа напрягала, я знал, ради чего это терплю.
Погоня за легендой
Моя история с Жияром не закончилась. Вторая страница, третья… Некоторые — с аукционов, некоторые — из галерей, некоторые — от коллекционеров. Какие-то ускользнули.
А когда Жияр взялся за «Блейка и Мортимера», он вернул меня в мир детства. Но это уже другая история…
Наша же дорога привела меня к выставке «Семь жизней»в Брюсселе. Среди всех работ одна поразила меня больше всего: Та самая страница, где авторы «пронзают» свою героиню Ариану. Кульминация всей серии, вокруг которой строились «Семь жизней».
Год искушений и борьбы
Когда были анонсированы лоты на аукцион 2010 года, я сразу увидел ту самую страницу и написал в комментариях:
«Готов к дуэли. Надеюсь, окажусь по нужную сторону клинка…»
2009-й был годом соблазнов. Вместо того чтобы копить, я срывался, жил в долг, опустошил сберегательный счёт.
И вот я в Париже, накануне аукциона. Страх опоздать, проспать.
На выставке страница лежит незаметно— в папке под пластиком, которую листают равнодушные посетители. Я украдкой считаю секунды, сколько кто-то на неё смотрит.
Я знаю: буду бороться. Но я не один.
Год я жаждал её. Говорил всем. И вот я здесь.
День Х
Утро. Завтрак с коллекционерами. Все обсуждают ту самую страницу.
— Я дам 5000.
— Я 6000.
Двое серьёзно говорят о готовности идти до 4000. Один извиняется: «У меня заказ от друга, придется участвовать».
Я повторяю: «Пойду дальше».
Позже мне скажут: «Ты выглядел так, будто это не шутка».
Аукцион. Битва.
Руки потеют, ноги леденеют.
Я нарушаю все правила:
Год говорил, что буду участвовать.
Сразу поднял карточку на старте (хотя обычно ждут финала).