Статьи о комиксах и графических романах

Постапокалиптические вышибалы «Небесная механика»

Представьте, что вы берете с полки все самые сочные популярные сюжеты последних лет — постапокалипсис, голодные игры, спорт под угрозой смерти - и заворачиваете это в невероятно красивый, будто акварельный, манга-стиль. Что получится? А получится как раз «Небесная механика» — очаровательный графический роман с уникальной внешностью.

О чем книга?

Графический роман «Небесная механика» делится ровно пополам. Первая половина — это неторопливое, почти медитативное погружение в мир. Мы знакомимся с Паном — небольшим изолированным поселением в мире после коллапса. Здесь свои правила: свои к своим, чужакам — бой. Валюта — рис. Люди ютятся в самодельных домах на деревьях и вечно голодают.

Наша проводница в этот мир — Астер. Она живет в доме на дереве, доедает последнее и с хвостом енота на одежде исследует окрестности в поисках чего-нибудь, что можно обменять на еду. Но у нее есть проблема: она всего лишь «наполовину Панская», и многие относятся к ней с предубеждением. У нее на то есть свои причины злиться на этот мир.
Единственный ее друг - это Уоллис, этакий книжный червь и верный компаньон. Они вместе занимаются сбором полезного хлама, отлично дополняя друг друга: она лезет туда, куда он не решится, а он делает то, на что не способна она.

Примерно на пятидесятой странице я поймал себя на мысли: «Слушай, мир прорисован шикарно, герои симпатичные, но где же, собственно, сюжет?». И тут, будто по сигналу, он и начинается!
Появляются политики и пираты, а следом - ультиматум. Соседи из враждебного региона требуют от Пана платить им дань рисом. Взамен они предлагают… альтернативу. Древний и почитаемый спортивный ритуал, очень напоминающий вышибалы. Победа — значит, свобода. Поражение — отдаешь половину урожая.

Вот тут-то все и начинается по-настоящему. Вот где появляются сравнения с «Голодными играми» и где возникают настоящие ставки, угрожающие существованию всего Пана. И вся эта судьба мира решается в игре в вышибалы. Звучит безумно? Возможно. Но в этом и есть вся прелесть.

Сила — в подаче, а не в оригинальности.

Давайте честно: вы не найдете здесь ни одного абсолютно нового сюжетного хода. Это сборная солянка из сюжетов, которые мы все знаем и любим: постапокалипсис, спорт как метафора борьбы, разношерстная команда аутсайдеров.

Но вся магия «Небесной механики» - в том, как это подано. Детали идеально подогнаны, персонажи вызывают искреннюю симпатию, а читать и разглядывать это — одно удовольствие. Автор, Мерван, - сильный художник, и его стиль выбивается из общего ряда североамериканских комиксов.

Уникальный акварельный стиль Мервана

Стиль Мервана — это глубокая любовь к манге, пропущенная через призму европейской школы. Я бы поклялся, что «Мерван» — это псевдоним женщины лет тридцати, выросшей на манге 2000-х и обожающей акварель. Но нет! Мервану 44 года, и он блестяще чувствует аудиторию, выросшую на аниме и манге.

Его подход — это «персонаж впереди всего». Мир «Небесной механики» раскрывается не через гигантские экспозиционные тексты, а через мелкие, тихие сцены, через решения и действия героев. Здесь много воздуха и визуального сторителлинга, что сразу выдает в Мерване опытного аниматора. Он мастерски показывает историю через действие, а не через диалоги.
Но первое, что бросается в глаза, — это цвет. Весь комикс раскрашен вручную акварелью, и выглядит это потрясающе. Некоторые критики сравнивают его манеру с Тимом Сейлом («Продолжай идти», «Супермен: Во все времена»), и это сравнение не лишено смысла. Линия Мервана живая и динамичная: то она тонкая и точная для прорисовки архитектуры, то становится густой и массивной для передачи эмоций и движения. Он виртуозно создает трехмерные формы и играет со светом.

Вердикт?

Однозначно — да, особенно с визуальной точки зрения. Искусство Мервана завораживающе красиво и самобытно.

Что касается сюжета, я слегка опасаюсь, что вторая часть пойдет по слишком предсказуемому пути. Я уже примерно могу предсказать, что будет дальше. Но посмотрим, какие клише Мерван использует, а какие - обойдет стороной, чтобы создать нечто новое.

Впрочем, даже если он строго следует формуле, это еще не приговор. «Гарри Поттер» тоже не изобретал велосипед, но стал феноменом, умело собрав воедино школьную драму, магию и квиддич. У графического романа «Небесная механика» есть все шансы на аналогичный успех, ведь она создана с большой любовью и мастерством.
2025-08-21 15:57